«Дон Жуан» (1813), вошедший в этот же сборник, посвящен только теме музыки и музыкантов: музыкант рассказывает историю, ее действующие лица — персонажи оперы Моцарта и исполнители главных партий. Автор передает то потрясение, которое он переживает во время исполнения оперы Моцарта, рассказывает об удивительной певице, живущей полной жизнью только на сцене и умирающей тогда, когда ее героиня — донна Анна принуждена выйти замуж за нелюбимого. Мастерство построения произведения приводит к тому, что читатель так и не может до конца понять, как произошло раздвоение личности певицы, как могло случиться, что она находилась одновременно на сцене и в ложе рассказчика. Гофману же важно показать, как музыка способна творить чудеса, полностью захватывая воображение и чувства слушателя и исполнителя. Не случайно певица умирает тогда, когда над душой ее героини совершается надругательство: ее принуждают отказаться от истинной любви. Второй мир представлен филистерами, рассуждающими о музыке, не понимая ее, и осуждающими певицу за то, что она слишком много чувства вкладывала в исполнение: это и привело ее к гибели.