Ирония постоянно присутствует как при изображении филистеров (Гофман заставляет почтенных горожан, выпив пунша, «кричать и реветь», точно бесноватые), так и при передаче состояний музыкантов, которые производят на всех почтенных обывателей впечатление сумасшедших, особенно когда дают волю своей фантазии, как, например, Линдгорст, рассказывающий обывателям историю саламандров, или Ансельм, обнимающий бузиновый куст. Тема безумия, усиливающая ироническое начало, постоянно сопровождает гофмановских мечтателей: безумным представлялся кавалер Глюк, безумным будут называть и композитора Крейслера в последнем романе Гофмана, сумасшедшим кажется всем и главный герой последней сказки-истории «Повелитель блох». Они кажутся безумными обывателям, ибо резко отличаются от них.
Ирония Гофмана бывает двух типов: приведенные примеры искажают формы реальной действительности, таким способом автор подсмеивается над странностями современников. По терминологии Ф. Шлегеля — это «риторическая ирония». Но развитие мысли в сказке подчинено «романтической иронии», ибо мысль в ней движется от незнания к уяснению смысла в финале, но окончательного решения автор так и не дает: обрел ли Ансельм действительно счастье в мире романтики, или получил там только мызу, т.е. материальную ценность, а не духовную? В «Золотом горшке» противостояние двух миров привело к счастливому исходу, содействовали этому как светлые, так и темные силы.