Страницы: <<  1  2  3  >> 

В «Кавалере Глюке», как и в романе Новалиса, создается образ творческой личности. Глюк утверждает, что на вершине, куда поднимается художник, он соприкасается с «предвечным, неизреченным», он, подобно Психее, поднимается к солнцу, ибо солнце — это и есть трезвучие, основа мироздания. Гофман, идя вслед за Новалисом и одновременно полемизируя с ним, создает свой символ — подсолнечник, который должен раскрыть сущность музыканта и музыки. Но подсолнечник — это растение, которое разводят для употребления в пищу. У Новалиса был голубой цветок — философская абстракция. Гофман, музыкант и поэт, ближе к реальной земле, однако образная основа символа Гофмана, строение самого символа заставляет вспомнить роман Новалиса: «Я обретался в роскошной долине и слушал, о чем поют друг другу цветы. Только подсолнечник молчал и грустно клонился долу закрытым венчиком. Незримые узы влекли меня к нему. Он поднял головку — венчик раскрылся, а оттуда мне навстречу засияло око. И звуки, как лучи света, потянулись из моей головы к цветам, а те жадно впитывали их. Все шире и шире раскрывались лепестки подсолнечника — потоки пламени полились из них, охватили меня, — око исчезло, а в чашечке цветка очутился я». Роскошная долина, поющие цветы, раскрывающиеся лепестки цветка, око в его чашечке — все это повторяет композицию символа Новалиса, но льющиеся потоки пламени и конкретный цветок, отнюдь не относящийся к самым изысканным растениям, — это то, что вносит Гофман. Подсолнечник всегда обращен к солнцу, к солнцу обращается Глюк у Гофмана, когда создает свои лучшие произведения. По-немецки подсолнечник — die Sonnenblume — «солнечный цветок». Тема солнца как творческого начала противостоит теме ночи, сумерек, которые для Новалиса были основой творчества. Гофман любит яркие краски, дневное освещение, ночь для него таит в себе опасность, разрушение, не случайно сборник, повествующий о победе темных сил, он назовет «Ночные рассказы».

Тема музыки как одного из самых возвышенных и философски наполненных искусств возникла на йенском этапе и получила наивысшее развитие у Вакенродера; музыканты Гофмана развивают эту тему. Крейслер — второе Я писателя, музыкант и композитор, появляющийся в целом ряде произведений, представлен как автор «Крейслерианы» и главный герой «Житейских воззрений кота Мурра...». Ему передает писатель свои суждения: «Музыка — самое романтическое из всех искусств, пожалуй, можно сказать даже, единственное подлинно романтическое, потому что имеет своим предметом только бесконечное»; только она обладает «таинственным, выраженным в звуках праязыком природы, наполняющим душу бесконечным томлением; только благодаря ей (...) постигает человек песнь песней деревьев, цветов, животных, камней и вод». Эти слова являются основополагающими для всего творчества Гофмана. Именно такое восприятие музыки делает для него самыми значительными фигурами в искусстве Глюка, Моцарта, Бетховена. Последнего по глубине содержания его произведений Гофман сравнивает с Шекспиром.


Страницы: <<  1  2  3  >> 


Цитата
Маэстро подошел к дверям, ведущим в кухню, и мы, Муций и я, угадав его добрые намерения, побежали вслед за ним с радостным «мяу-мяу-мяу». И в самом деле, маэстро отворил кухонный шкаф и извлек из него необглоданные кости нескольких молодых курочек, мясо которых он вчера съел. Известно, что мы, кошки, считаем куриные косточки тончайшими из деликатесов, какие только существуют на свете, и поэтому глаза Муция запылали ослепительным огнем, он повел хвостом с очаровательной змееподобностью и замурлыкал, когда маэстро поставил миску перед нами на пол.


Отзывы

Автор: Степа
Гофман, может быть, и талантливый писатель, с этим я спорить не буду, но лично на меня он не произвел особого впечатления. Увы, я реалист, и фантастика – это не мое. ...

   Copyright "Consulting IT Group" 2006-2010 www.consulitit.ru